Животные, которых поймали и судили за человеческие нарушения
Как проходили судебные процессы над животными в средние века
Жестокая и трагическая тема, так что впечатлительным стоит подумать читать ли ее …
В доиндустриальном мире свинью могли не только зарезать на мясо, но и повесить за совершённое «преступление».
Мир средневекового человека был непредсказуем и опасен. Посевы могли быть в любой момент уничтожены насекомыми-вредителями, а запасы в амбарах — съедены мышами. Оставленная без присмотра свинья могла съесть крестьянского ребёнка. Корова могла убить рогами или ударом копыта, лошадь — сбросить или лягнуть хозяина.
Возникающее из-за таких происшествий ощущение враждебности и хаотичности мира могли посеять сомнения самого кощунственного свойства: «Не имеют ли зло и разрушение равную, а то и большую силу, чем божественный закон?» Божественный порядок должен был побеждать всегда, и на земле его должен был представлять закон и суд — светский и церковный. Поэтому неудивительно, что со Средних веков и до XVIII века были чрезвычайно распространены судебные процессы над животными.
С адвокатом и эшафотом
В одной только Франции за период с XII по XVIII век историкам известны не менее 92 таких процессов, и это только те, которые были запротоколированы и упоминания о которых дошли до наших дней. Они не были просто показательной местью: дела велись в строгом соответствии с юридическими нормами, точно так же, как если бы на скамье подсудимых сидел человек. Проводилось следствие, опрашивались свидетели, обвиняемому за общественный счёт предоставлялся адвокат, соблюдались все предписанные законом процедуры. В некоторых случаях животное могли пытать, но на тех же основаниях, что и подозреваемого человека.
Из сохранившихся бухгалтерских документов видно, что суммы, выделявшиеся на содержание четвероногих подследственных, соответствуют нормативам, предусмотренным для людей. При необходимости приглашались эксперты, а если выносился смертный приговор, оплачивались работы по подготовке к казни и услуги профессионального палача по человеческому тарифу. Расходы могли быть весьма внушительны, особенно если приходилось сооружать эшафот для огромного быка.
Суммы, выделявшиеся на содержание четвероногих подследственных, соответствуют нормативам, предусмотренным для людей.
Иногда здравый смысл и прагматичность судьи были сильнее буквы закона, и тогда смертная казнь заменялась продажей животного на скотобойню. Полученные от продажи деньги шли в пользу семьи пострадавшего и на нужды бедных, но голова животного должна была быть выставлена в общественном месте в назидание потенциальным преступникам.
Смертная казнь была не единственным видом наказания, применявшегося к животным — за лёгкое преступление суд мог посадить преступника в тюрьму. Так, в Австрии покусавшую государственного чиновника собаку приговорили к году заключения.
Однако, не следует делать вывод, что животные считались равными человеку. Животных, не нарушающих общественное спокойствие, с лёгкостью забивали на мясо, а крыс или насекомых-вредителей убивали без всяких юридических процедур. Суд был скорее обрядом, психотерапевтическим актом по восстановлению веры в порядок.
В основном все гражданские процессы над животными заканчивались одним приговором: переселить негодников в другие места. Так, в 1713 году в бразильском монастыре термиты подточили деревянные сваи, прогрызли ларь и стащили всю муку. Приговор о переселении жучков был, а толку нет.
А вот с уголовными делами против животных все не так просто и гуманно. Самый распространенный приговор в этих случаях – смертная казнь через повешение или сжигание на костре. Вот несколько примеров “проступков” несчастных животных во Франции:
12 веке казнен молодой поросенок, который во время игры с хозяйским ребенком нанес последнему травму;
1313 году повешен бык, боднувший человека (казнь была на том же месте, где бык совершил преступление)
1389 году казнили лошадь, убившую седока;
18 веке домашнюю хрюшку повесили за то, что она сожрала своих новорожденных поросят (а может, виноват хозяин, что не кормил ее).
1457 году в Савиньи свиноматка с поросятами задавили мальчика, за это свинью повесили за задние ноги, а поросят отпустили, поскольку суд не смог доказать их вину.
1474 году в швейцарском городе Базеле прошел абсурдный суд над петухом, которого заподозрили в связях с Дьяволом. А все оттого что хозяину показалось, якобы его петух снес яйцо. По решению суда несчастную птицу и злополучное яйцо сожгли.
15 веке в швейцарском Цюрихе состоялся суд над жеребцом, которого хозяин обвинял в диком нраве и лени. Приговор – убийство дубиной.
1756 году в Германии одного бычка обвинили в том, что он спровоцировал падеж скота. В итоге несчастного живым закопали в землю. Очень гуманно!
Эти примеры казней – капля в море приговоров средневековым животным.
Суды иной раз выносили и другие решения, например, животных отлучали от церкви. Подобное происходило не раз с насекомыми, докучавшими церковникам.
Разврат и чревоугодие
В 1386 году в городе Фалез в Нормандии свинья зашла в незапертую хижину и убила оставленного без присмотра младенца, обглодав ему лицо и руку. Подозреваемую задержали. Суд исследовал обстоятельства преступления и опросил свидетелей. Назначенному адвокату не удалось ни опровергнуть её причастность, ни найти смягчающие обстоятельства — свинья не волк, которому необходимо убивать для пропитания. Вина свиньи была доказана, по принципу «око за око» ей отрубили часть рыла и переднюю лапу, после чего одели в человеческую одежду и маску и повесили на рыночной площади на обозрение толпы.
Казнь свиньи в Фалезе. Предположительно, XIX век.
Суд над свиньей и поросятами. Иллюстрация из «The Book of Days. A Miscellany of Popular Antiquities in connection with The Calendar», 1869, London and Edinburgh: W & R. Chambers
В 1457 в Савиньи слушалось дело об убийстве пятилетнего Жана Мартена. В качестве обвиняемых выступили свиноматка и её шестеро молочных поросят. Свинью суд счёл виновной — ее казнили, повесив за задние ноги на кривом дереве. Поросят, хотя на них и были найдены следы крови, оправдали за недостаточностью улик. Тем не менее «в связи с их малолетством и разлагающим влиянием матери» судья посчитал, что им необходим особый надзор. Поскольку хозяин поросят не рискнул гарантировать их поведение в будущем, визжащие и хрюкающие «дети из неблагополучной семьи» были переданы под опеку местного женского монастыря.
Такие случаи не были редкостью: во Франции известны около 20 приговоров по отношению к свиньям-людоедам. Также было немало убийств, совершенных коровами, быками, лошадьми и другими животными.
«Безнравственное поведение» также считалось тяжким уголовным преступлением. В 1750 году во Франции перед судом по обвинению в содомии предстал некий Жак Феррон и его ослица. Обвиняемые были пойманы с поличным, и обоих ждала верная смерть. Защита заявила, что животное принимало участие в развлечениях хозяина помимо воли и является жертвой насилия, а не соучастницей преступления. Решающую роль сыграли показания местного приходского священника, заявившего, что он знает ослицу уже четыре года, и она всегда показывала себя образцом христианской добродетели, кротости и послушания. Ослица была оправдана, Феррон повешен.
Было бы странно, если бы во времена охоты на ведьм обвинения в колдовстве не выдвигались и против животных. Самым известным из таких процессов следует считать дело базельского петуха, который в 1474 году якобы снёс яйцо. Происшествию нашлась масса свидетелей, и петуха стали судить. Обвинитель требовал смертного приговора, поскольку птица явно вступила в связь с дьяволом, а яйцо было снесено либо для изготовления ведьмовских снадобий, либо, что гораздо хуже, для выведения из него ужасного чудовища василиска.
Как правило, на процессы о колдовстве и ереси адвокаты не назначались, но пернатому «чернокнижнику» всё-таки был предоставлен защитник. Он не стал ни опровергать утверждения о том, что яйцо петуха имеет дьявольскую природу, ни доказывать, что яйцо могло быть снесено не подсудимым. Вместо этого он строил линию защиты на том, что откладывание яйца — действие непроизвольное, и происходило помимо его воли и желания, а потому и выносить ему приговор как колдуну, сознательно идущему на преступление против бога, было бы несправедливо. Обвинитель парировал отсылкой к Евангелию: гадаринские свиньи также действовали не по своей воле, когда в них входили бесы, но если сам Иисус допустил их смерть с тем, чтобы изгнать бесов из мира, то несправедливым это быть не может.
Курятник. Из трактата Tacuinum Sanitatis, XIV век
Суд вынес обвинительный приговор, и птицу сожгли на костре. Учёные продолжают гадать, что произошло в Базеле в 1474 году. Биологи утверждают, что в результате инфекции или травмы яичников курица может приобрести вторичные половые признаки и внешнее сходство с петухом, при этом сохраняя способность нести яйца. Представители гуманитарных наук по большей части считают, что случай демонстрирует причуды человеческого сознания, склонного воспринимать самые неправдоподобные объяснения как вероятные, если они вписываются в традицию.
Город Салем в Новой Англии, прославившийся одним из самых масштабных процессов о ведьмовстве в истории, не упустил из виду четвероногих соучастников: там были казнены две собаки. Одна из них обвинялась в том, что, будучи одержима дьяволом, выступала для невидимой ведьмы или беса транспортным средством. Другая собака будто бы и сама была вполне состоявшейся и самодостаточной ведьмой — во всяком случае, следствие утверждало, что она наводила порчу на прохожих одним только взглядом.
Петуху и собакам, как и многим другим животным, казнённым по обвинению в колдовстве, хотя бы предоставлялся шанс на оправдание. Кошек убивали массово, без суда и следствия, просто за принадлежность к виду, ассоциирующемуся с дьявольскими силами.
Люди против вредителей
Помимо уголовных дел против животных, в Средневековье и раннем Новом времени были чрезвычайно распространены гражданские тяжбы в формате «человеческая община против колонии вредителей». Городские и сельские общины подавали иски к червям, гусеницам, жукам, «шпанским мушкам», саранче, змеям, мышам, кротам, пиявкам и даже угрям.
Cуд (как правило, церковный) исходил из того, что представители фауны также являются божьими творениями, и создатель дал землю на пропитание в том числе и им. Тем не менее, это не даёт им права уничтожать плоды человеческих трудов, и посему следует выделять вредителям земли, пригодные для пропитания, но отдалённые от посевов. Если ответчики не исполняли решение суда, они могли быть преданы отлучению от церкви и проклятию. Адвокаты постоянно обращали внимание на то, что анафема не может применяться к тем, кто ни разу не был допущен к причастию и даже не обладает бессмертной душой, но эти доводы редко бывали услышаны.
Так или иначе, после заключения договора или проклятия бедствия часто прекращались: гусеницы превращались в бабочек, саранча перелетала на новое место. В случаях, когда ни справедливый договор, ни церковное проклятие не действовало, ответственность перекладывалась на самих крестьян — если ни закон, ни бог не помогли, то это означает, что они сами плохо платят церковную десятину.
Городские и сельские общины подавали иски к червям, гусеницам, жукам, «шпанским мушкам», саранче, змеям, мышам, кротам, пиявкам и даже угрям.
С 1445 по 1487 год проходил процесс по иску общины Сен-Жюльена к жукам-вредителям «вишнёвые слоники» (Rhynchites auratus). Суд хотел предписать жукам переселиться на специально выделенные необрабатываемые земли. Адвокат возражал против такого решения, поскольку оно ограничивало естественные права его клиентов, данные им богом. Такой довод судом принят не был, однако общине пришлось за свой счёт приглашать независимых экспертов, которые обследовали бы предлагаемый участок и установили его пригодность для проживания жуков. В итоге суд постановил, что насекомым предоставляется в полное владение территория выработанного карьера, где ранее добывалась охра, на который они и обязаны были переселиться.
Жуки, однако, исполнять решение суда не торопились. Вскоре адвокат опротестовал решение суда по вновь открывшимся обстоятельствам: хотя добыча охры в этом месте уже не велась, у многих местных жителей по-прежнему оставалось право прохода по территории бывшего карьера, отозвать которое было бы проблематично. В то же время переселить жуков туда, где для них будет велик риск погибнуть под ногами прохожих или колёсами телег, было бы неправомерно. Процесс с перерывами продолжался более сорока лет, и до нас не дошло сведений, чем он закончился.
Суд постановил, что насекомым предоставляется в полное владение территория выработанного карьера, на который они и обязаны были переселиться.
В 1508 году в городе Отён в Бургундии прошёл процесс по иску общины к крысам, уничтожившим посевы ячменя. Грызунам крупно повезло: их адвокатом был назначен Варфоломей Шассенэ, в будущем один из наиболее известных юристов своего времени. На первое судебное заседание представители ответчика не явились, и адвокат заявил, что повестка не была донесена до них должным образом. Тогда вызов в суд в отношении «мерзких животных сероватого цвета, проживающих в норах» пришлось зачитывать в церквях по всему епископству — уж воскресную службу любая добропорядочная крыса должна была посещать. На втором заседании грызуны также отсутствовали, и Шассенэ затребовал отсрочки, поскольку его клиенты рассредоточены по большой территории, и им, в особенности пожилым или беременным, требуется большой срок на сборы и дорогу. Разбирательство снова было перенесено.
В третий раз ответчики снова проигнорировали слушание, но их адвокат уже успел придумать способ защитить их. В соответствии с нормами действовавшего права ответчик должен был иметь возможность явиться в суд без риска для собственной жизни и здоровья. Повестка тем самым становилась охранной грамотой. Крысы, по заверениям Шассенэ, были готовы отстаивать свои законные интересы в установленном порядке, но испытывали опасения по поводу того, что по пути они подвергнутся нападению кошек, которым также известно место и время заседания. Таким образом, жители города и окрестных деревень обязаны были под собственную ответственность гарантировать неприкосновенность крыс, идущих на суд, а в случае, если нападения всё-таки будут зафиксированы, владелец кошки должен будет выплатить крупный денежный штраф. Суд подтвердил позицию Шассенэ, однако жители Отёна отказались брать на себя чреватые серьёзными убытками обязательства, и дело было закрыто.
Пушистые преступники: кто из животных попадал под суд
Как известно, законы пишутся людьми и для людей. Но иногда случаются парадоксальные ситуации, когда под арест попадают животные. Вот некоторые из таких пушистых преступников.
Кот — контрабандист в Молдове
В 2012 году в одной из молдавских тюрем произошел интересный случай. Охранники заметили, что один и тот же кот частенько проникает на территорию исправительного учреждения через дыру в стене. Кота изловили и обнаружили, что к его ошейнику прикреплено несколько пакетиков с марихуаной. Кто-то из жителей соседнего поселка выдрессировал животное, и оно регулярно поставляло заключенным наркотическое средство.
Кот-контрабандист был немедленно задержан. Через него сотрудники тюрьмы рассчитывали выйти на хозяина. Но установить сбытчика марихуаны так и не удалось.
Козы — вандалы в Индии
В индийском городке Ченнай находится ничем не примечательный полицейский участок. Но в 2013 году он стал известен всему миру. Прославили полицейских козы.
Для стражей порядка был приобретен служебный автомобиль «Хонда». Однако прослужил он недолго. В один прекрасный день, будучи припаркованной около участка, «Хонда» подверглась нападению местных коз. Стадо из 12 особей паслось невдалеке. Неожиданно пробудившийся интерес к технике заставил животных взобраться на автомобиль и разгромить его. Козы-вандалы разбили несколько стекол, сломали дворники, поцарапали покрытие, оставили вмятины. Выскочившие из участка полицейские смогли поймать только трех козлов. Остальные правонарушители скрылись с места преступления.
Задержанные козлы были доставлены в участок до установления их владельца. Хозяином безобразников оказался местный житель Мари Арогинатан, которого обвинили в небрежном содержании домашних животных. Коз-вандалов передали обществу по защите животных.
Осел — хулиган в Мексике
В Мексике, в штате Чьяпас, стражи порядка в клетку для хулиганов, дебоширов и неуправляемых алкоголиков поместили осла.
Вина животного заключалась в том, что он укусил пожилого мужчину. На помощь бросился другой мексиканец. Но и тот пострадал от осла. Четвероногий хулиган ударил его копытом в грудь. Усмирить нарушителя порядка смогли с большим трудом. Понадобилось несколько крепких мужчин, чтобы связать разбушевавшегося осла.
Полицейский, заключивший осла под стражу, заявил, что у них для всех одинаковые законы, будь то человек или осел. Власти пообещали выпустить арестанта на волю, когда его хозяин возместит пострадавшим расходы на лечение.
Обезьяна — иммигрант в Пакистане
В 2011 году в пакистанском округе Бахавалпур, что на границе с Индией, бдительные местные жители заметили маленькую обезьянку. Это животное, само того не зная, пересекло границу между двумя государствами. Жители пытались поймать нарушителя границы. После неудачных попыток они обратились в полицию.
Подоспевшие полицейские схватили, задержали иммигранта и отправили в местный зоопарк. Такое лишение свободы вызвало возмущение у защитников животных. Они требовали выпустить пленницу на волю, в ее естественную среду обитания, заявив, что человеческие законы о нарушении границы не распространяются на животных.
Обезьянка оказалась самцом, которого в зоопарке назвали Бобби.
Коза — воришка в Нигерии
В 2009 году в Нигерии в полицейский участок пришла группа дружинников, патрулировавших один из районов. Они привели с собой козу, рассказав интересную историю. Дружинники заметили, что какие-то люди пытаются ограбить автомобиль «Мазда». При задержании один из преступников скрылся, а второй на виду у преследователей превратился в козла черно-белой масти. Парнокопытное было схвачено и доставлено в полицию.
В Нигерии очень сильна вера в черную магию. Для местных жителей рассказ очевидцев о превращении преступника в козла не подвергается сомнению и является неоспоримым доказательством вины. После того, как стало известно о козле-оборотне, в полицейский участок стали приходить жертвы других ограблений, чтобы посмотреть на это животное. Видимо, по каким-то чертам они пытались опознать в нем грабителя.
Полицейские не поддались предрассудкам, заявив, что они не могут предъявить обвинение, построенное на домыслах. Однако продержат козла у себя, пока либо не будет доказан факт перевоплощения, либо не найдется хозяин.
Наверняка в описанных ситуациях стражи порядка пытались руководствоваться лучшими побуждениями и своим служебным долгом. А, может, полицейские слишком буквально следовали законам и служебным инструкциям. Считали, что арестовать нужно каждого правонарушителя, независимо от количества ног и наличия шерсти и хвоста. В любом случае, многие истории выглядят курьезно и противоречат здравому смыслу.
Животные, которых поймали и судили за человеческие нарушения
Собака должна сидеть в тюрьме – решил суд Пенсильвании и отправил пса Пепа за убийство кошки губернатора в тюрьму на пожизненное заключение. Вспомним, за что еще судили животных.
Процесс над петухом, который снес яйцо
В 1474 году в швейцарском городе Базель слушалось дело петуха, который обвинялся в связи с сатаной.
Петух снес яйцо. В то время считалось, что петушиные яйца используют ведьмы для приготовления колдовских снадобий. Для местных жителей этот факт был неопровержимым доказательством вины птицы.
Адвокат апеллировал тем, что несение яйца -это непроизвольное действие, в котором не было злого умысла, поэтому и наказывать за это несправедливо.
Но суд такие доводы не убедили. Петуха, как еретика, сожгли на костре вместе с яйцом.
В XX веке французский ученый Пезар доказал, что птица, болеющая инфекционным заболеванием, может непроизвольно поменять пол.
Казнь свиньи
В 1386 году в Нормандии свинья напала на мальчика, изодрав ребенку лицо и руку. Суд приговорил животное к повешению. Кроме того, перед смертью осужденная должна была получить те же увечья, что и пострадавший от ее злодеяний мальчик. Казнили свинью в человеческой маске, перчатках, жилете и панталонах.
Во Франции как минимум 20 свиней были наказаны за преступления. При этом на исполнение приговора тратилось столько же, сколько и на казнь человека.
Как крысы Бургундии избежали наказания
В начале XVI века жители Бургундии оказались на грани голода. Виновниками бедственного положения восточного региона Франции стали крысы, которые опустошили запасы урожая. Отчаявшиеся жители подали на грызунов в церковный суд. Дело было принято к рассмотрению. Судебные чиновники составили повестку и зачитали ее в местах скопления крыс.
Однако в назначенное время ни один ответчик в суд не явился.
Тогда на защиту животных встал Варфоломей де Шассенэ – успешный юрист того времени. Адвокат не нашел ничего удивительного в том, что грызуны не явились в зал суда, ведь повестка была адресована всем крысам, а не каждой в отдельности. Суд счёл доводы защитника убедительными. Священникам на местах было дано указание оповестить каждую крысу в отдельности. Судебное заседание перенесли.
Однако грызуны опять не явились в суд. Адвокат нашел оправдание своим подзащитным и на этот раз.
Среди обвиняемых много старых и больных крыс, им нужно время, чтобы собраться и добраться до назначенного места. И этот довод показался суду убедительным, поэтому он вновь отложил разбирательство дела.
К всеобщему разочарованию обвиняемые не пришли в суд и на третий раз. Теперь Шассенэ заявил, что его подзащитные очень хотят предстать перед правосудием, но никак не могут этого сделать, потому что по пути в суд им может угрожать смерть от лап их вечных врагов котов.
Шассенэ потребовал, чтобы истцы под угрозой большого штрафа взяли на себя обязательство, что их питомцы не потревожат его подзащитных. Ручаться за своих подопечных истцы не решились, поэтому дело было отложено на неопределенный срок.
Благодаря своему адвокату крысы остались безнаказанным, а в копилку Варфоломея де Шассенэ прибавилась еще одна судебная победа.
Как ослицу судили за безнравственное поведение
Во Франции в 1750 году судили ослицу за половую связь с неким Жаком Ферронем. По законам того времени за непристойное поведение оба обвиняемых должны были быть приговорены к смертной казни.
Однако за ослицу вступилась местная община. Жители утверждали, что знают подсудимую уже четыре года. За это время ослица ни разу не давало повода для пересудов и всегда отличалось добрым нравом и высокой моралью.
Суд принял к сведению все показания свидетелей и решил, что ослица была жертвой, а не соучастницей преступления. Животное оправдали. А Жак Феррон был обвинен судом в содомии и повешен.
За что слониху посадили на электрический стул?
В начале XX века в Америке судили за убийство слониху Топси. Топси привезли в Нью-Йорк из Индии. В Соединенных штатах слониха сначала выступала в цирке, а потом работала на стройке парка в Кони-Айленде. За 28 лет своей трудовой жизни Топси из доброй, всеми любимой слонихи превратилась в неуправляемого зверя и затоптала троих человек. Топси арестовали и приговорили к смертной казни.
Умертвить слониху решили электрическим током.
Посмотреть на казнь Топси 4 января 1903 года пришло около 1500 человек.
Сначала слониху накормили морковью с цианидом калия, потом привязали к двум столбам, обули в сандалии с электродами и подали ток напряжением в 6600 вольт. Топси умерла в течение 10 секунд, не проронив ни звука.
Голуби-контрабандисты
В 1963 году суд Триполи рассмотрел дело 75 почтовых голубей, которые занимались контрабандой. Контрабандисты натренировали птиц переправлять через ливийскую границу банкноты из Италии, Египта, Греции.
Суд счёл знания и умения голубей опасными для общества и приговорил птиц к смертной казни. Люди получили наказание в виде штрафа.
За что медведь задолжал пчеловоду?
В 2008 году македонский пчеловод Зоран Киселовски подал в суд на медведя, который разорил его пасеку. Сначала пасечник отпугивал зверя с помощью громкой музыки, потом освещал участок электрогенератором. Однако через несколько недель медведю все-таки удалось разорить улья и съесть мед.
Македонец не стал мириться со случившимся и через суд потребовал у животного компенсации.
Процесс длился более двух лет. Медведь на разбирательстве своего дела не присутствовал, но был признан виновным в причинении материально ущерба. Суд постановил возместить Киселовскому ущерб 3,5 тысячи долларов. Так как у медведя не было таких средств, то выплачивать штраф из денег казны пришлось государству.
Источники:
http://pikabu.ru/story/kak_prokhodili_sudebnyie_protsessyi_nad_zhivotnyimi_v_srednie_veka_5971678
http://zoolog.guru/bez-rubriki/zhivotnye-kotorykh-poymali-i-sudili-za-chelovecheskie-narusheniya.html
http://russian7.ru/post/7-gromkikh-sudebnykh-processov-nad-zhivot/