В Бристольском музее, чтобы осветить кризис вымирания животных, завешивают экспонаты чёрной тканью

«Сокровище раздора»: самые громкие скандалы из-за музейных экспонатов в мире

Алена Пинаева

С виду музейная жизнь тиха и спокойна. Но за кулисами мира искусства и истории порой разгораются нешуточные страсти. Споры о том, кому принадлежит тот или иной ценный экспонат существуют с начала археологических раскопок. Страны, где обнаружены находки, предъявляют на них права, как на национальное культурное наследие. В свою очередь историки, обнаружившие сокровище, считают, что могут увезти его на свою родину. Самые громкие скандалы музеев мира в подборке Телеканала «360».

Египетские драгоценности

Один из самых ярых защитников своих сокровищ — Египет. С особой силой арабская республика начала предъявлять претензии разным странам после назначения в 2002 году главой Высшего совета по делам древностей Захи Хаваса. Делом чести главного археолога страны стало вернуть бюст царицы Нефертити. В 1912 году немецкий археолог обнаружил находку в поселке на берегу Нила и вывез ее по подложным документам в Новый музей в Берлине. Каир не раз добивался передачи памятника, возраст которого 3,3 тысячи лет, но бюст и ныне там — в Германии.

А вот из французского Лувра все тому же Захи Хавасу удалось забрать спорные экспонаты. В 2009 году в Египет вернулись фрагменты настенных фресок, которые в 1980 году были украдены из Долины царей недалеко от Луксора. Захи Хавасс утверждал, что при покупке древностей сотрудники музея знали об их незаконном происхождении. В этой связи Египет пригрозил лишить сотрудников Лувра возможности проводить раскопки и научные конференции на египетской территории.

Но и это не все сокровища, которые пытался вернуть Египет. Среди прочих обелиск Иглы Нефертити из Нью-Йорка и Розеттский камень из Лондона — плита с выбитыми на ней древнеегипетскими иероглифами, которые в 1829 года расшифровал француз Жан-Франсуа Шампольон. С 1802 года плита под инвентарным номером «EA 24» находится в Британском музее, который не собирается расставаться с гордостью экспозиции.

Греческие артефакты

Еще одна страна, пострадавшая от любителей чужой старины, — Греция. Сокровища Древней Эллады разошлись по всем музеям мира. Уже много лет длится кампания по возвращению мраморных фриз Парфенона из Британского музея. Английская сторона объясняет отказ передачи старейшей реликвии в Афины невозможностью ее транспортировки. В то же время, одна из скульптур коллекции, а именно статуя речного бога Илиссоса (мужская фигура без головы, когда-то украшавшая западный фронтон Парфенона), была передана на временное хранение Эрмитажу на его 250-летие. Что невероятно возмутило Грецию.

Еще одни «музейные войны», и тоже связанные с Грецией, на этот раз увенчались победой родины мифов и философов. Калифорнийский музей Гетти вернул Греции золотой венок IV века до нашей эры. Оказалось, что экспонат был найден черными археологами на севере страны и продан через цепочку посредников сотруднику Гетти в 1993 году. Сотрудники музея об этом знали, но закрыли глаза. За что куратора поместили под следствие.

Читать еще:  Кроме породистых: москвичи смогут бесплатно стерилизовать животных

Индия vsВеликобритания

Камнем раздора между Индией и Великобританией стал легендарный бриллиант «Кохинор». Сокровищу в 108,9 карат — пять тысяч лет. Изначально он принадлежал династии индийских раджей, но в 19 веке англичане-колонизаторы преподнесли его в дар королеве Виктории, чью корону он потом и украсил. С тех пор страны и спорят, чье это богатство. В прошлом году был даже оформлен первый официальный иск к Елизавете II, но безрезультатно. Кстати, свои права на «Кохинор» предъявляет и Пакистан, точнее один его житель. Пакистанский юрист создал петицию, в которой утверждает, что бриллиант — собственность исламской республики. Он лично написал 786 писем Елизавете II с требованием вернуть камень.

Кольцо Жанны д’Арк

Украшение с виду попроще, но по значимости сравнимое с национальным достоянием. Кольцо Жанны д’Арк- позолоченный серебряный перстень, на котором выбиты три креста и монограмма JHS-MAR — «Иисус-Мария». Внешний вид кольца совпадает с описанием перстня Жанны д’Арк в исторических источниках.

Анализ в лаборатории Оксфорда подтвердил, что он был изготовлен в XV веке. Перстень в 2015 году на аукционе в Лондоне купил владелец парка исторических аттракционов Пюи дю Фу (Франция) и политический деятель Филипп де Вилье. Сделка состоялась, но внезапно вмешались власти Великобритании и заявили, что для вывоза ценного экспоната за пределы страны якобы требовалась специальная лицензия и камень надо вернуть. Однако после юридических споров покупатель все же доказал свою правоту.

Некоторых вымерших животных воскресят в ближайшее время

Возможно ли воскресить вымерших животных? Первым, кто задал себе этот вопрос, скорее всего, стал древний неандерталец, который охотился на мамонтов с целью получения ценных в условиях ледникового периода меха и мяса. Возродить мамонта ему, естественно, не удалось, однако спустя пару тысяч лет этим хочет заняться его дальний потомок — человек. Все, что ему нужно для исторического свершения — это образец мягкой ткани вымершего животного. Так каких же животных мы можем воскресить на самом деле?

Одними из первых животных, которых мы сможем увидеть в ближайшем будущем, могут стать мамонты

Как можно воскресить вымерших животных?

Если когда-то вы являлись фанатом фильма «Парк Юрского Периода», то вы, наверняка, знаете, что вымерших древних животных можно попробовать вернуть к жизни благодаря такой современной технологии, как клонирование. Для того, чтобы суметь клонировать то или иное животное, ученым необходимо найти хотя бы самую маленькую часть неповрежденной ДНК, которую проще всего найти у относительно недавно исчезнувших с лица планеты животных.

Как показывают наблюдения, больше всего шансов воссоздать какой-либо вымерший вид имеется при клонировании тех существ, останки которых долгое время пробыли в вечной мерзлоте. В число таких счастливчиков, которые умерли в нужное время и в нужном месте, могут оказаться шерстистые мамонты, сумчатые волки, саблезубые коты и такие птицы, как моа и додо.

Читать еще:  Певца Майка Познера укусила гремучая змея

Каких животных могут воскресить в ближайшее время?

Как известно, самыми ожидаемыми в возвращении на планету Земля животными на сегодняшний день являются мамонты. Последние особи этих существ обитали на острове Врангеля около 3,5 тысяч лет назад. Для того, чтобы проверить жизнеспособность клеток, мумифицированных в вечной мерзлоте, группа японских и якутских ученых извлекла несколько ядер из мышечных клеток из мамонтенка, погибшего примерно 28 тысяч лет назад. Полученные ядра ученые пересадили в яйцеклетки мышей для того, чтобы пронаблюдать возможные признаки биологической активности.

Гигантский ленивец — один из возможных обитателей зоопарков будущего

Несмотря на то, что процесс деления клеток ученым запустить не удалось, несколько клеток все же показали некоторую биологическую активность. Что же, даже подобный результат может считаться успехом и огромным шагом в воскрешении не только мамонтов, но и других вымерших животных. Как вы считаете, будет ли полезной затея воскрешения вымерших животных или нет? Давайте попробуем обсудить этот вопрос в нашем Telegram-чате.

Так, ученые предполагают, что вернуть к жизни можно сумчатых волков, которые вымерли совсем недавно — приблизительно в 30-х годах XX века. Образцы этих уникальных животных до сих пор можно найти неповрежденными в музеях Австралии.

Тасманийский (или сумчатый) волк полностью вымер около 100 лет назад

Помимо сумчатого волка, планируется вернуть к жизни таких птиц, как Моа. Возможно, это название вам ни о чем не говорит, однако данные птицы считаются самыми большими из всех видов, которые когда-либо обитали на планете. Моа вымерли в результате истребления их человеком около 600 лет назад, но не смотря на этот весьма печальный факт, их перья и яйца можно найти полностью сохранившимися.

Сравнение размеров курицы, человека, страуса и Моа

Другой птицей, которая скоро может получить шанс на воскрешение, является Додо. Додо — ближайший родственник современных голубей, который обитал на острове Маврикий. Из-за того, что эти птицы тысячи лет эволюционировали в полной изоляции от внешнего мира, у них абсолютно отсутствовало чувство самосохранения, чем и воспользовались первооткрыватели острова Маврикий, полностью истребив Додо как вид.

Несмотря на свой оригинальный внешний вид, Додо — родственники голубей

Что же, уничтожив когда-то большое количество животных, человек принялся восстанавливать утраченное и исправлять свои же ошибки. Будем ли мы в этот раз мудрее? Что же, время покажет.

Страшный эксперимент: художница стояла 6 часов смирно и позволяла зрителям творить с ней что угодно

Югославская художница, организатор перформансов Марина Абрамович — неоспоримый авторитет в мире современного искусства. Абрамович называют бабушкой искусства перформанса. О ее перформансах и инсталляциях продолжают говорить десятилетия спустя. Одна из самых известных ее акций называлась «Rhythm 0» и была организована в 1974 году в Неаполе. Этот перформанс еще на стадии задумки таил в себе опасность, но, когда он начался, события развивались слишком быстро.

Читать еще:  Кошка родила шестерых котят на подводной лодке в Новороссийске

Поначалу к Марине Абрамович подходили только фотографы.

Задумка перформанса «Rhythm 0» была очень проста: Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди, которые пришли на нее посмотреть, могли делать с ней все, что им вздумается, используя любой из 72 предметов, которые она положила на стол рядом.

Спустя какое-то время люди начали выбирать предметы на столе.

Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)».

Некоторые люди заставляли ее сесть, чтобы можно было унижать ее.

На столе лежали «предметы для удовольствия» и «предметы для разрушения». Среди безвредных предметов были цветы и перья. Среди опасных — нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.

Зрители меняли положение тела художницы.

То, что происходило следующие шесть часов, было по меньшей мере ужасно.

Некоторые прикрепляли к ней различные предметы.

Художественный критик Томас Макэвилли, который наблюдал за перформансом, вспоминает: «Все началось с малого. Кто-то развернул ее вокруг оси. Кто-то поднял ее руки вверх. Кто-то к ней интимным образом прикоснулся».

Один мужчина использовал лезвие, чтобы сделать у нее на шее надрез.

Затем, как рассказал Макэвилли, произошло следующее: «На третий час с нее срезали лезвиями всю одежду. На четвертый час теми же лезвиями начали исследовать ее кожу. Ее подвергли сексуальным домогательствам. Она была так сосредоточена на произведении, что не стала бы сопротивляться ни изнасилованию, ни убийству». В последние два часа все стало еще хуже.

Кто-то заставил ее направить на себя пистолет.

Собственные впечатления Абрамович от того, что люди с ней делали, оказались еще более ужасающими. Художница вспоминает: «Я чувствовала себя изнасилованной, они срезали одежду, они втыкали мне в живот шипы роз, приставляли пистолет к моей голове, другой бы сломался».

Некоторые мужчины раздевали и лапали ее.

Когда прошло шесть часов, Абрамович начала ходить среди зрителей. Они не могли смотреть ей в глаза.

Насилие и сексуальные домогательства к концу перформанса достигли невероятных масштабов.

Абрамович отметила после перформанса, что люди не хотели никакого конфликта с ней. Они не хотели, чтобы их считали ответственными или осуждали за то, что они делали. Казалось, они хотят забыть, с каким удовольствием причиняли ей боль.

«Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими».

Видео, в котором Марина Абрамович рассказывает о своем жутком перформансе:

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источники:

http://360tv.ru/news/tekst/sokrovishe-razdora-84345/
http://hi-news.ru/technology/nekotoryx-vymershix-zhivotnyx-voskresyat-v-blizhajshee-vremya.html
http://bigpicture.ru/?p=889145

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: