Слонят в «Уголке дедушки Дурова» учат понимать свои имена на русском языке

«Уголок Дурова» получил в подарок слонят из Мьянмы и объявит конкурс на лучшие имена

В Москву доставили трех слонят из Мьянмы. Животных передали в дар столице и поселили в «Уголке дедушки Дурова». Пока экзотические гости привыкают к своему новому жилищу, но как только закончится карантин, приступят к первым репетициям. Как в театре зверей встретили будущих артистов?

Их ждали и встречали всем театром. По слоновьим меркам еще совсем малыши — пусть и весом в тонну каждый. После долгого перелета из Мьянмы осваиваются в новом доме — «Уголке Дедушки Дурова».

«Слоны молоденькие совсем, четыре года двоим и третий слонишка еще младше. Привыкать к режиму мы уже начали их приучать. Они сегодня в семь утра проснулись и сразу потребовали кушать», — говорит художественный руководитель театра «Уголок дедушки Дурова», народный артист России Юрий Дуров.

Слонята — подарок правительства Мьянмы в честь 70-летия дипломатических отношений наших стран. Новички пока на карантине — это обязательная процедура для всех животных, — но уже начали осваивать цирковую кухню. Местные яблоки и морковь вместо сахарного тростника пришлись по вкусу. К практике ремесла тоже скоро приступят — для начала нужно выучить язык.

«Мы будет потихонечку их переучивать, дадим им уже наши отечественные имена и будем потихонечку приучать к нашему цирковому языку», — говорит Юрий Дуров.

Слоны для династии Дуровых — животное культовое. Основатель театра Владимир Леонидович Дуров еще в начале XX века исполнял с ними невероятные трюки. Серые гиганты всегда были символом театра, и до сих пор фигура слона украшает здание на некогда улице Божедомке, ныне — Дурова.

Сорокалетняя Сюзи — главная звезда цирка. Ее встречают бурными овациями, трюки сопровождают восторженными возгласами.

— Мне нравилось, когда слон кидает мячик.

— Большой был, красивый.
— Наверно, добрый?
— Да!

— Прекрасное представление, особенно слон!

К приме театра малыши присоединятся не скоро — впереди долгий тренировочный процесс. Да и на старой сцене все не поместятся. Открытие новой не за горами — там будет, где развернуться.

А пока слонят еще нужно назвать. Поучаствовать в процессе смогут все посетители цирка — скоро объявят конкурс на лучшие имена для новобранцев.

Как «чешут пузики волкам» и ласкают бегемотов в «Уголке дедушки Дурова»

Здесь дрессируют зверей, но это не цирк. Здесь ласкают волков и слонов, но это не клуб любителей риска. Это — настоящий театр, только главные роли здесь играют звери. 155 лет назад родился Владимир Дуров — легендарный дрессировщик и основатель «Уголка дедушки Дурова». Мы побывали там за кулисами.

Три «Л» знаменитого дедушки

Кормить огромного слона с руки не страшно. Мне кладут на ладонь сахар, и Сюзи «втягивает» его хоботом — чувство такое, словно к руке приложили мокрый пылесос. Правда, когда понимаешь, что при желании этим хоботом Сюзи могла бы отшвырнуть тебя подальше, все-таки становится слегка не по себе. Но она добродушная. Бегемот страшнее. Он огромный, и когда он стоит в метре от тебя, не хочется смотреть ему в глаза. Но артисты-дрессировщики «Уголка дедушки Дурова» не боятся: этих животных они воспитали сами.

Владимир Дуров основал свой театр зверей в 1912 году. Юноша из дворянской семьи, он должен был бы стать военным, но вместе с братом сбежал в бродячий цирк. Был и акробатом, и жонглером, но мечтал работать со зверями — и специально для этого купил дом на Старой Божедомке. И вот уже более 90 лет эта улица носит его имя. А «Уголок Дурова», устроенный там, пережил революцию, войну и распад СССР. И работает до сих пор.

Читать еще:  В красноярском зоопарке проснулся белокоготный медведь Памир

О Владимире Леонидовиче говорят, что он владел гипнозом и поэтому мог воздействовать на любого зверя. Но после рассказов о том, что умели его животные, кажется, что он просто был волшебником. Обезьянка Люлю, которую он воспитывал как человека, мыла шваброй пол и зажигала свечи, а услышав голос Дурова по телефону, говорила «папа». Его пес Марс мог сказать «мама» и проводил экскурсии по «уголку», когда хозяин был занят. Владимир Леонидович дружил даже с броненосцами и муравьедами. Его система, признанная во всем мире, основывалась на трех «Л»: любовь, лакомство и ласка. И в «Уголке дедушки Дурова» с животными по сей день работают так.

«У них, как и у людей, у каждого свой характер. И настроение может быть разным. Мы бываем сонными — и они тоже. Мы чего-то не хотим — и они так же», — говорит Максим Лазарев, звонко похлопывая по бокам бегемота Добрыню. Бегемот послушно ходит по манежу. Даже, кажется, радуется, когда Максим говорит ему: «Браво, мальчик, ай, умница!» Можно решить, что не такой уж он и страшный. Но когда после репетиции Добрыню ведут «домой» в вольер, люди расступаются. И нас просят отойти: «Осторожно, они людей пожирают».

«Слоненок был мне товарищем»

«Арчи, бездельник!» — говорит дрессировщица белому пуделю, который, игнорируя ее команды, бежит к миске. «Так, сейчас вся еда достанется Полине», — добавляет она и относит миски к девушке в зрительном зале. Арчи послушно встает на тумбу и на задние лапки, прыгает, пытается удержать равновесие: «А у кого сейчас попа упадет?»

Это — Наталья Дурова, праправнучка легендарного «дедушки». Ее отец Юрий Юрьевич — художественный руководитель театра. Дочь, как и отец, впервые оказалась на манеже в пять лет — так уж в этой династии принято. «Юрий Юрьевич, а вам вообще приходила мысль выбрать другую профессию?» — спрашиваю я. «Почему нет? Года в четыре я мечтал стать пожарным или поваром, — улыбается он. — Но став постарше, уже понял, в какой семье я родился и что мне предначертано».

Первым его питомцем стал дог: «Чуть поменьше меня, я был рослый ребенок». Потом — слоненок. «Я его не воспринимал как опасное животное, он товарищ мой был, по возрасту даже младше меня. А по габаритам мы с ним совпадали». Юрий Юрьевич говорит, что не боялся, скорее опасался, потому что даже самое добродушное животное, играя, может нечаянно что-то человеку повредить. «Люди, которые ничего не боятся, не вполне здоровы. Но со страхом нельзя выходить на манеж, животное это чувствует, — объясняет Дуров. — На самом деле страх перед зрителем, когда ты выходишь на манеж и на тебя смотрят тысячи глаз, сильнее».

Юрий Юрьевич не считал, скольких животных выдрессировал за годы работы — знает только, что их было «сильно больше сотни». С добродушной слонихой Сюзи он уже «серебряную свадьбу отметил» — с 1977 года с ней работает. Слоны — это вообще его «специализация», хотя дрессировал он практически всех. «Нелюбимые» товарищи по сцене у него тоже есть — это обезьяны и медведи. «Они очень скрытные, с ними не знаешь, что произойдет в следующий момент, — объясняет он. — Могут ласкаться, играть, а через минуту на тебя наброситься. Отчасти я просто не люблю нечестность, в том числе и у людей».

С детства умея находить общий язык с животными, которые могут его раздавить, Юрий Юрьевич панически боится змей. «Столбенею, ни за что не возьму в руки, — говорит он. — Даже не езжу на рыбалку туда, где их много». Зато со слонами он выходит на манеж до сих пор.

Поцелуй волка

«Она не обидит!» — говорят Ирина и Сергей, выводя к нам Василису. Но я почти автоматически пячусь. От крупного волка хочется спрятаться, даже если уверена, что он добродушен. Волки при этом боятся людей еще больше. Особенно людей в форме. Даже этим ребятам, которые в дикой природе почти не жили, бывает страшно — генетическая память работает. «При этом они очень любят детей, — говорит Ирина. — Однажды к нам приходил мальчик из Суворовского, в форме. Они смотрят — и хотят к нему подойти, и боятся. Так и не преодолели».

Читать еще:  Кот из Новосибирска опекает сов, игуану, змей и мышей

Ирина и Сергей — супруги. Как они говорят, у них восемь детей: дочка, пятеро волков и два «свежих» волчонка. Взрослым волкам сейчас по десять лет, а привезли их, когда им было всего по 25 дней. Они даже есть самостоятельно не умели, и прежде чем завоевывать их доверие, дрессировщики их выкармливали. Поэтому для волков они и правда мама и папа. «Мы целыми днями с утра до вечера сидели с ними в клетке, чтобы они поняли, что мы их семья, — рассказывает Ирина. — И к коллегам в курилку мы их водим с самого детства, чтобы все их гладили, кормили, целовали, чесали пузики. Постепенно они стали понимать: да, люди прикольные иногда бывают».

На вопрос «как вы на такое решились?» Сергей улыбается: «У меня не было выбора: я потомственный дрессировщик. У нее тоже не было выбора, потому что она влюбилась в потомственного дрессировщика». Прежде ребята работали с собаками, и когда им предложили волчат, решили попробовать: «Животные необычные, с ними мало кто работает». Сейчас их «дети» уже не помещаются на сцене. Хотя работать стало проще: взрослые волки сами обучают малышей (собаки, кстати, «передавать знания» не умеют). К тому же работать с «коллективом волков» проще, чем с одиночками: каждый хочет доказать хозяину, что он лучше другого.

К Василисе (Василисушке, как называют ее дрессировщики) мы не подходим: хоть она и не опасна, но безбоязненно гладить ее могут только дрессировщики. Зато Ромашка, выйдя из клетки, кидается облизывать всех, кого видит. Бежит обниматься, а если и может сделать больно, то только нечаянно поцарапав когтями. Почти как домашняя собака. Но даже у «одомашненных» волков характер остается волчьим. «Они не служат никому, они свободные личности, — говорит Сергей. — Собака работает, чтобы угодить хозяину. А волк — чтобы им восхищались».

Восхищаться животными здесь — обязательная часть работы: без этого ничего не выйдет. Им это нужно так же, как людям. «Зверь — не раб человека, а его партнер», — говорит Юрий Юрьевич Дуров. А я, обнимаясь с Ромашкой, думаю, что человек даже волка может сделать своим другом. Надо только любить. И пузики чесать.

Бэлла Волкова, Габриэла Чалабова

Театр зверей имени Дурова («Уголок дедушки Дурова»). Справка

8 января 2012 года Театр «Уголок дедушки Дурова» отмечает столетний юбилей.

Театр зверей имени Дурова был открыт 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым – цирковым артистом, клоуном-сатириком, дрессировщиком, ученым-зоопсихологом, первым заслуженным цирковым артистом России. С 1919 года театр носил название «Уголок дедушки Дурова», современное название носит с 1982 года.

Владимир Дуров разработал свой метод дрессировки – отказался от хлыста и палки при работе с животными. Мечтой Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В Москве на улице Старая Божедомка (в 1927 году она стала улицей Дурова) он купил дом, построенный в 1894 году австрийским архитектором Августом Вебером, с садом и конюшней. Дурову удалось создать учреждение, подобного которому нет в мире, поскольку здесь находился и «Театр Крошка», где выступали дрессированные животные, и обширный естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных.

Сегодня театр включает в себя Большую и Малую сцены, аттракцион «Мышиная железная дорога», а также музей театра.

Бывший театр «Крошка», а ныне Малая сцена Театра зверей имени Дурова, рассчитан на 90 зрителей. Долгие годы на этой сцене шли спектакли для самых маленьких зрителей – от двух до шести лет. Здесь они знакомились с удивительной собачкой-математиком, умеющей решать несложные задачки, с енотом-прачкой, волком, дикобразом, танцующими козочками, грациозным медведем и другими интересными животными. Здесь шла занимательная сказка «Репка» и спектакль «Приглашение на праздник».

Читать еще:  Бездомная кошка пришла в дом просить о помощи

Музей представляет собой комнаты, где проживал с семьей Владимир Дуров, – его кабинет, гостиная, мастерская и зал, который он в начале XX века называл музеем. Парадную лестницу Дуров украсил фигурами собственноручно вылепленных доисторических животных. В гостиной, где Дуров принимал гостей – известных артистов, литераторов, художников, музыкантов, сохранилась личная мебель артиста, редкие фотографии и портреты. У Владимира Дурова бывали Станиславский, Качалов, Мейерхольд, а также писатели Чехов, Куприн, Гиляровский, Есенин, Саша Черный. Здесь пели Собинов и Шаляпин.

В 1919 году нарком просвещения Луначарский принял «Уголок Дурова» как представляющий научный и культурно-просветительный интерес в ведение научного отдела Наркомпроса.

Известно, что Владимир Дуров владел гипнозом, с помощью которого мог вводить животных в обездвиженное состояние. В созданной в этом доме лаборатории зоопсихологии велись работы по изучению влияния внешней среды (шум, свет, температура) на животных, использованию гипноза в дрессуре.

В 1924-1931 годах в «Уголке дедушки Дурова» работал Александр Чижевский, который проводил здесь опыты по влиянию аэроионов кислорода на организм животных. Прибор, созданный Чижевским, был внешне похож на люстру и получил название «люстра Чижевского». С помощью «люстры Чижевского» в «Уголке» были вылечены слониха Нонна и любимица Дурова – обезьяна Люлю, которая ела за общим обеденным столом с помощью ножа и вилки, умела ездить на велосипеде, стрелять из игрушечного пулемета, мыть полы, пользоваться горшком и даже курить, а ее кроватка стояла в спальне у дрессировщика.

В музее находится также «Дуровская железная дорога». Паровоз к ней был изготовлен в начале XX века на Путиловском заводе специально для этого аттракциона. Паровоз был настоящий – заправлялся углем, приводился в движение паром. У Дурова в этом номере было занято более 100 животных, которые выполняли разные роли. В качестве машиниста и стрелочника выступали обезьяны, в кассе собака продавала билеты, а медведь-носильщик подносил чемоданы, начальником станции был бульдог, а дикобраз – фонарщиком. Вагоны были первого, второго и третьего классов, и занимала их разная публика – собаки, барсуки, поросята и морские свинки. По сигналу дежурного поезд трогался, и в этот момент появлялся заяц и занимал место на задней площадке, поскольку ехал без билета. В афишах все артисты именовались «действующие морды».

Сегодня в Театре зверей имени Дурова три железных дороги, включая музейную. Это аттракцион «Будьте добры!» – путешествие белых мышей по железной дороге в мир сказок Александра Пушкина, а также железная дорога, рассказывающая о том, как мыши отправляются на курорт.

Большая сцена театра была построена к Московской олимпиаде в 1980 году. Ее зал вмещает 328 зрителей. Он устроен высоким амфитеатром, где нет неудобных мест. Здесь было поставлено множество спектаклей: «И мы – олимпийцы!», «Лесная сказка», «Страшные сказки про фашистские маски» и другие. К 200-летию со дня рождения Пушкина, в 1999 году, была осуществлена постановка «Пушкинские зверята», а к юбилею «Уголка» – спектакль «Цирк дедушки Дурова». С 2007 года в репертуаре театра появились новые постановки – «МЧС спешит на помощь», «Четвероногие звезды», «Книга странствий», сказки «Без билета вокруг света» и «Волшебное письмо».

Премьерой новогодней программы театра в конце 2011 года стал спектакль «Новогодний каприз королевы» по мотивам сказки «Двенадцать месяцев», в котором занято более 30 животных – от морских львов до дрессированных волков.

Сегодня «Уголок дедушки Дурова» – единственный в мире театр, где главными артистами являются представители фауны со всего мира: слоны, бегемот, пеликаны, олени, волки, лисы, обезьяны, тюлени и многие другие животные.

После смерти Владимира Дурова в 1934 году, «Уголок» возглавила его жена, Анна Дурова, затем младшая дочь – заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Дурова-Садовская.

С 1978 года по 2007 год Театром зверей имени Дурова руководила правнучка Владимира Леонидовича – Наталия Дурова.

С 2007 года по настоящее время художественным руководителем театра является правнук Владимира Дурова – народный артист России Юрий Дуров.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источники:

http://www.vesti.ru/doc.html?id=3098856&cid=7
http://newsae.ru/obschestvo/06-07-2018/kak_cheshut_puziki_volkam_i_laskayut_begemotov_v_ugolke_dedushki_durova/
http://ria.ru/20120108/529976299.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: