Что такое прозвище человека, как появляются, кем придумываются обидные и смешные клички

Что такое прозвище человека, как появляются, кем придумываются обидные и смешные клички

В своей заметке я хочу поговорить о прозвищах. Откуда это пошло, почему человеку дают второе имя, которое порой и именем-то нельзя назвать. С чем оно связывается и как долго его владелец идёт с ним по жизни. Конечно, сделаю я это на примере своей деревни, собственной жизни, на маминых воспоминаниях.

Намедни мама сообщила, что хотела бы повидаться с Аллергией. Этим прозвищем мама и девочка, работавшая когда-то продавцом в нашем магазине, обоюдно наградили друг друга. «Кличка, рожденная в любви и в доверительных отношениях», – смеюсь я над ними.

Такое имя вроде должно отражать какие-то реальные свойства и качества, а в этом случае было всё просто. Мы с мамой приходили утром в магазин, приближались к прилавку, и она начинала чихать. Было смешно от того, что и девочка-продавец тоже принималась чихать. Решили, это у них аллергия друг на друга, так и родилось имя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Клички и прозвища. доклад.doc

Филиал МБОУ Дмитриевской СОШ

Евгеньевская НОШ

Подготовила и прочитала

учитель Евгеньевской НОШ

Слушаева Светлана Андреевна

Клички и прозвища

Каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Помимо имени, отчества и фамилии у многих людей имеются ещё прозвища и клички. Обидные, шуточные, иногда которые мы просто игнорируем словом – разные.

Разговоры о кличках, прозвищах и именах широко распространены в сети и в реальной жизни. Эта тема порождает множество рассуждений и споров.

В словаре С.И.Ожигова достоинство определяется как «совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». На протяжении всей жизни человек стремится сохранить своё достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению. Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные слова, реплики , фразы, обращения, клички и прозвища.

Начнем с вопроса: «откуда берутся различные прозвища и клички и что они означают?».

Изначально от прозвищ произошли нынешние фамилии, так как люди должны были каким-либо образом отличать одного Василия от другого, они называли одного «Василий – кузнец», а другого «Василий – пахарь».

Эти прозвища показывали значимость, нужность человека, говорили о его профессионализме и не подразумевали ничего оскорбляющего и обидного, чего не скажешь о нынешних кличках и прозвищах.

В словаре прозвище определяется как «название, данное человеку по какой-нибудь характерной черте, свойству» . В этом же словаре понятие кличка имеет два толкования, первое – «имя домашнего животного»; второе – «прозвище».

Прозвища – это второе личное имя человека, но дается оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, паспорте.

Прозвище – своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать человека. Некоторых людей прозвища сопутствуют всю жизнь: со школы до старости. Прозвища или клички порой выделяют названных среди других, так как могут быть люди с одинаковыми фамилиями, именами. Нельзя забывать и то, что прозвища чаще всего имеют негативный оттенок.

Нам зачастую интересно как прикрепляются и за что прозвища. Прозвища они были, есть и будут существовать.

Прозвища могут быть уважительными, если отмечается относительность того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван Грозный)

Образование прозвищ от фамилий в основном идет на уровне подростковой и молодежной среде. Создание прозвищ путем отбрасывания фамильных формантов -ов, -ев, -ин, -ын, -ский, -евский, -овский. Подобный тип отфамильных прозвищ составляет значительную часть общего числа прозвищ подобного рода.

Подобные прозвища относятся к числу нейтральных, обычно на них не обижаются, воспринимают практически как должное.

Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и необижает. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребенка (которым его называют друзья и родители), и кличку (которая получена в школе):

Вадим – Вадимчик – Baд – Блоха.
Таня – Танюша – Крыса.
Нина – Нинуська – Нинка-пинка.
Игорь – Солнышко – Рыба.

Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы.

Пример детской жестокости, гонений на одного из своих сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка. Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств.

Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные но и возможные, при этом возникают клички по какой –нибудь характерной черте, свойству

Клички могут отражать: физический недостаток (храмота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой нормы – полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка), Шкаф.

В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства.

В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.

Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества.

В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу.

Вот что об этом говорят сами дети:

«Мальчики сильнее девочек, поэтому девочки могут своих обидчиков только обозвать как-нибудь, придумать кличку».

Таким образом, одни дети с помощью кличек утверждаются в жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого.

Как бороться с обзыванием?

1. Проведите с детьми беседу на тему «Давать клички и прозвища – плохая привычка».

2. Познакомьте детей со «Словарем русских личных имен».

3. Порешайте с детьми коммуникативные задачи.

4. Заведите журнал «Хочу поделиться!» или «Друг».

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: